Как выглядит цвет бедра испуганной нимфы, Сюрприз дофина и другие колористические изыски прошлого

Если вы не художник, то имеете полное право думать, что на свете существует всего лишь семь цветов и не отличать «песочный» от «терракотового». Однако считается, что человеческий глаз способен выделить как минимум около 150 цветовых оттенков, а профессионалы могут различать до 15 тысяч цветов. В XVIII веке люди любили давать цветовым оттенкам замысловатые и очень оригинальные названия. Давайте научимся отличать некоторые из них, тем более, что они частенько встречаются в литературе.

Цвет бедра нимфы

В романтической живописи прошлых веков чрезвычайно популярны были мифологические сюжеты. На картинах, кроме пастушек, частенько появлялись и нимфы. Это был, пожалуй, единственный приличный способ украсить свой салон обнаженной натурой, так что к нему частенько прибегали. Поэтому для любителей прекрасного XVIII века оттенок

Цвет бедра нимфы

вызывал вполне определенные ассоциации с бледно-розовым цветом. Примерно тогда это название и вошло в обиход во Франции – «Сuisse de nymphe effrayee». Эстеты отличали еще чуть более насыщенный цвет

Бедра испуганной нимфы

. Считалось, что если прелестницу напугал волосатый фавн, то оттенок кожи станет ярче. Именно так в 1802 году назвал свой новый сорт роз французский селекционер Жан-Пьер Вибер.

Розы сорта Cuisse de nymphe еmue

Розы сорта Cuisse de nymphe еmue

У Льва Толстого мы встречаем упоминание этот цвета в романе-эпопее «Война и мир». Князь Ипполит появляется в салоне Анны Павловны Шерер

«… в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, как он сам говорил, в чулках и башмаках.»

Ильиф и Петров тоже не обошли такое оригинальное название оттенка в рассказе «Горю — и не сгораю»:

«Кровать была застлана стеганным одеялом. Одеяло было атласное, розовое, цвета бедра испуганной нимфы.»

Однако наибольшую популярность и известность этот цвет приобрел в России при императоре Павле, когда именно такого оттенка сделали подкладку военного мундира. Так как качество офицерского и солдатского обмундирования существенно отличалось, в обиход вошла шутка о том, что у солдат испод мундира имеет цвет «ляжки напуганной Машки».

Цветной зоосад

Цвет влюбленной жабы

(приглушенно-зеленый) – достаточно красивый оттенок, который приобрел такое поэтичное название. И, конечно, модники XVIII-XIX веков ни в коем случае не путали его со светлым серо-зеленым оттенком, который назывался

Лягушка в обмороке

.

Жирафье брюхо

(или

Жираф в изгнании

) – светло-коричневый, с рыжеватым, оттенок стал самым популярным цветовым трендом 1827 года, после того как французскому королю Карлу X презентовали молодую самку жирафа. Новинка поселилась в Ботаническом саду, а в цвет ее шкурки нарядилась вся знать.

Раскрашенная гравюра XIX века «Жираф»

Раскрашенная гравюра XIX века «Жираф»

Цвет испуганной мыши

(нежно-серый) – вероятно, имелось в виду, что бедный грызун должен бледнеть, испугавшись. Поэтому портные в старину обязательно отличали этот оттенок от просто

Мышиного

.

Если мрачный подтекст названий оттенков вас не смущает, то можете пошить себе наряд цвета

Паука, замышляющего преступление

или

Последнего вздоха жако

. По мнению парижских дам XVIII века, глаза популярной тогда салонной птицы при последнем издыхании становились именно такого рыжевато-желтого оттенка.

Ну и, конечно, постоянные спутники людей романтического века – блохи, тоже были увековечены в цветовой гамме. Нам, к счастью, сегодня сложно это себе представить, но 200-300 лет назад красно-коричневые оттенки

Блошиное Брюшко

,

Блошиная спинка

, а также цвета

Задумчивая

и

Раздавленная блоха

никого не удивляли.

Исторические личности и события «в цвете»

Почему-то богатое «цветовой наследие» оставил после себя знаменитый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. Оттенки

Бисмарк больной

,

Бисмарк сердитый

,

Бисмарк сдержанный

,

Бисмарк блестящий

,

Бисмарк весёлый

и

Бисмарк-фуриозо

(«рассерженный») — коричневый с красный отливом, были популярны во время Первой мировой войны.

Цвет Наваринского дыму с пламенем« - Понимаю-с: вы истинно желаете такого цвета, какой нынче в Петербурге в моду входит. Есть у меня сукно отличнейшего свойства. Предуведомляю, что высокой цены, но и высокого достоинства.- Давайте. О цене ни полслова. Штука упала сверху. Купец её развернул ещё с большим искусством, поймал другой конец развернул точно шелковую материю, поднёс её Чичикову так, что тот имел возможность не только рассмотреть её, но даже понюхать, сказавши только:- Вот-с сукно-с! цвету наваринского дыму с пламенем».

(Н.В. Гоголь "Мёртвые души")

Так в цветовой гамме отразилось важное для своего времени историческое событие – в 1827 году в Ионическом море произошло крупное морское сражение. Объединенные силы русской, английской и французской эскадр сожгли турецко-египетский флот, а темно-серый цвет сукна вошел в моду для пошива сюртуков. Не путать с оттенками

Московский пожар

и

Базарного огня

. Последний возник в конце XIX века в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 года. Описывается как очень сложный комбинированный цвет - красно-огненный с примесью желто-синеватого.

Цвет Маркиза Помпадур

Этот оттенок розового должен ассоциироваться вовсе не с щечками знаменитой фаворитки короля Людовика XV, а с ее вкладом в развитие производства Франции. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Особый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

Мадам де Помпадур, портрет кисти Франсуа Буше

Мадам де Помпадур, портрет кисти Франсуа Буше

Еще исторические личности, давшие названия оттенкам – это

Лорд Байрон

, его именем назван цвет темно-каштановый, с рыжеватым оттенком, и Кардинал Роган. Оказавшись за решеткой в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы», высший сановник вызвал сочувствие французской знати, и в его честь в моду вошло сочетание желтого с красным, названное

Кардинал на соломе

.

Ну и, пожалуй, самое незабываемое историческое событие, произошедшее с французской королевой Марией Антуанеттой, дало название цвету

Сюрприз дофина

. Счастливая королева продемонстрировала придворным пеленки новорожденного наследника после того, как тот, совершенно не по протоколу, запачкал их. Восхищенные знатные модники на следующий же день вырядились в одежду такого цвета. У нас он больше известен как цвет Детской неожиданности.

Мария Антуанетта с наследником

Мария Антуанетта с наследником

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Каждый живописец в первую очередь - колорист. Надо уметь смешать основные цвета, коих как известно три - красный, синий, желтый, в немыслимое количество тонов и оттенков. А если честолюбие велико, то и придумать авторскому цвету необычное название.

Цвет блохи, упавшей в обморок

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

XVIII-XIX века, когда были придуманы названия этих цветов, были интересным и экстравагантным временем. Уже отгремела эпоха Просвещения, оспаривающая мракобесие Средневековья. Вот только Конституцию уже написали, а блох еще не вывели. В какой-то момент модники начали сравнивать цвета своей одежды с оттенками хитина насекомых. И почему-то именно блохе было уделено особое внимание. Появилось множество оттенков: блошиного брюшка и спинки, цвет задумчивой или раздавленной блохи.

Цвет влюбленной жабы

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Не меньшую слабость испытывали цветовые выдумщики и к лягушкам. Действительно, эти земноводные, несмотря на свою мерзость, отличаются большим разнообразием и тонкостью оттенков. Так появился серовато-зелёный цвет влюбленной жабы и светлый серо-зеленый...

Лягушка в обмороке

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

По аналогии с упавшей в обморок блохой, цвет ассоциируется с цветом брюшка несчастного животного.

Цвет бедра испуганной нимфы

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

А вот и легендарная испуганная нимфа. Этот бледно-розовый цвет был очень популярен во Франции XIX века. Не в последнюю очередь из-за того, что в расцвете была эпоха маньеризма, изобилующая полуобнаженными красавицами и полностью голыми пухлыми Амурами. Русское название цвета заимствованно из французского языка.

Цвет гусиного помета

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Очень красивый желто-зеленый с коричневым отливом цвет. Думаю, здесь объяснения не нужны, в названии отражены натуралистические особенности такого оттенка.

Цвет "дети Эдуарда"

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

А вот тут без разъяснений не обойтись. Цвет назван в честь детей Эдуарда IV, который был королем Англии в 1461—1470 и 1471—1483 годах, и захватил престол в ходе Войны Алой и Белой розы. Детей у него было было много, часть из них погибла в Тауэре из-за общественной и политической активности отца. Почему этот оттенок розового проассоциировался у людей с мертвыми детьми - одному Богу известно.

Цвет "куропаткины глаза"

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Вот тут очень точно и поэтично по-моему. У куропатки над глазом есть участок алой кожи. И оттенок у нее действительно неизреченный. Не зря ему отдельное название выдумали.

Цвет медвежьего ушка

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Такую прелесть могли выдумать только в Европе, где с настоящими медведями не встречались. Хотя название для темно-каштанового оттенка коричневого вполне точное.

Цвет паука, замышляющего преступление

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Вы удивитесь, но именно серый цвет считается самым сложным, и у него больше всего уникальных оттенков. Остается загадкой, кто впервые догадался, что паук, замышляющий преступление, принимает именно такой окрас, но название прижилось довольно быстро.

Цвет сюрприз дофина

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Он же - цвет детской неожиданности. По легенде, в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного сына, который перед ними «оскандалился». Мамочки говорят, что колористическое определение данного цвета довольно точное. Поверим им на слова.

И напоследок немного географии, а то одна сплошная биология...

Цвет Московского пожара

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Потрясающий оттенок, похожий на цвет давленой брусники. Происхождение названия понятно - Москва выгорела после нашествия Наполеона. Горела красиво, и многие французы стали тому свидетелями.

Цвет Парижской грязи

"Бедро испуганной нимфы", "блоха в обмороке" и другие странные названия цветов

Грязно-коричневый цвет. Название появилось, как считается, после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Аделаида

– красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?").

Адрианопольский

- ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени, адского огня

– лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый

- бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый

- цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый

- темно-вишневый.

Акажу

- цвет "красного дерева", от франц. аcajou.

Амарантовый

- цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый

— цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Бакановый (баканный)

- от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор

— густо-красный с синеватым оттенком.

Базарного огня

- определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Барканский

- один из оттенков красной гаммы (от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)

Бистровый

- - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).

Бедра испуганной нимфы

– оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый

— по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Бисквитный

— нежный серовато-зеленый.

Бискр

— цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо

- коричневый с красный отливом.

Бисной

— седой, серебристый.

Бистровый

— цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый

(от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.

Бле-раймондовый

– оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).

Блокитный

– сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.

Блондовый

— то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Болкатый

- черный, темный.

Бордоского вина

- красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима»

- материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Бристольский голубой

— ярко-голубой.

Брусничный

– когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный

- красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый

- оттенок коричневого.

Буланый

- серо-бежевый.

Бурнастый

- то же, что бурый.

Бусый

– темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый

– синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова

- оттенок розового.

Вердепешевый

– желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердепомовый

– светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри

— зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон

— ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.

Винный

– желтовато-красный.

Влюбленной жабы

– зеленовато-серый.

Вороний глаз

– черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

Вощаный

– цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана

– серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити

– или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный

– серый.

Гелиотроповый

- цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый

- цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра

– с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки

- оттенок серого.

Гороховый

– серый или грязно-желтый.

Гортензия

– нежно-розовый.

Гридеперливый

– жемчужный оттенок серого.

Гуляфный

- красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".

Гусиного помета (мердуа)

– желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый

– с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда

– оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто

— желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький

– светло-серый.

Драконьей зелени

- очень темный зелёный.

Дроковый

— желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный

— устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм

– оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий

— оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный

— примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженого кофе

– сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба

– сложный оттенок коричневого.

Жиразол

— молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый

– желто-коричневый.

Жонкилевый

– цвет нарцисса.

Зекрый

– темный, светло-синий, сизый.

Инкарнатный

— цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши

– нежно-серый цвет.

Иудина дерева

– ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа

— цвет горячего шоколада.

Камелопардовый

– желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе

- сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кармазинный, кармезинный

— насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый

- оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый

– чистый оттенок коричневого.

Касторовый

— темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный

— красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый

— белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.

КашУ

– рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Колумбиновый

— сизый, от франц. colombin, «голубь».

Коричный

— то же, что коричневый.

Королевский голубой

— калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый

- ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый

— ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Кумачовый

— цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.

Купоросный

— пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый

– синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).

Куропаткины глаза

– светло-красный.

Лабрадоровый

— цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.

Лавальер

- желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани

(от названия животного) – желтовато-коричневый.

Лесных каштанов

– темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный

— нежно-белый, цвет белой лилии.

Лондонского дыма

- тёмно-серый.

Лорд Байрон

– темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лосинный

— грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке

– светлый серо-зеленый.

Магово-гуляфный

– красно-розовый.

Маджента

– ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Майский жук

– цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.

Маренго

– серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер

- светло-серый.

Марин, марина

— цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур

– оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

Массака

– темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".

Медвежий (он же медвежьего ушка)

– темно-каштановый оттенок коричневого.

Милори

— темно-голубой, синий.

Мов

- розовато-лиловый.

Мордоре, мардоре

– цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара

– похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый

– травянисто-зеленый.

Накаратовый, накаратный

– оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем)

– темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нефритовый

- насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный

– цвета облака.

Оброщеный

- багряный.

Орлецовый

— красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый

- молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый

– темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Осиновый

- зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый

— цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний

- синевато-лиловый.

Палевый

– розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь

— ярко-синий.

Парижский голубой

— cветло-голубой.

Парижской грязи

– грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

Парнасской розы

– оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление

– темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.

Пелесый

— темный, бурый.

Перванш

- бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый

— жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.

Померанцевый

- апельсиновый с розовым.

Порфирный, порфировый

- пурпурный.

Последний вздох жако

– желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый

– светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый

– иссиня-зеленоватый.

Праземный

— цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый

– оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый

- (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Пунцовый

- ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пюсовый

– бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").

Ранжевый

— то же, что оранжевый.

Резвая пастушка

- оттенок розового.

Рвота императрицы

- оттенок коричневого.

Редрый

- бурый, рыжий, красноватый.

Розовый пепел

– нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Савоярский

– цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги

– оттенок розового.

Селадоновый

– серовато-зеленый.

Сизый

– цвет голубя, после просто синий.

Силковый

– голубой, васильковый.

Сине-алый

– темно-фиолетовый.

Синетный

– церковное слово, означающее "сплошь синий".

Синявый

– с синим отливом.

Скарлатный

— ярко-красный, от англ. scarlet.

Смурый

– коричневый оттенок серого, грязно-серый.

Соловый

– серый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино

– ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Сомо

– розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Старой розы

- грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый

- ярко-красный.

Сюрприз дофина

. Он же –

цвет детской неожиданности

. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Танго

– оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный

– синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый

- коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый

— темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук

— изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фисташковый

- грязновато-зеленый.

Фрез, фрезовый

– цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.

Фуксии

- насыщенный розовый.

Цинковый

- цвета цинка, синевато-белый.

Червчатый

– смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Чермной

- искрасна-рыжий.

Чесучовый

— цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань

— прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб

— светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Шанжан

— цвет с переливающимися оттенками

Шарлах

– ярко-красный, от названия краски.

Шартрез

- жёлто-зелёный.

Шмальтовый

– голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю

- цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.

Электрик

- цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон

- ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый)

- багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый

- желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Яхонтовый

– красный, фиолетовый или темно-голубой.

Беззастенчиво стырил у  

eregwen

</lj>  

ЦВЕТ БЕДРА ИСПУГАННОЙ НИМФЫ Этот загадочный цвет всегда будоражил воображение эстетствующих поэтов – цвет бедра испуганной нимфы. Это обозначение цвета было заимствовано русским языком из французского, где было модным в конце XVIII века. Буквально - бедра испуганной нимфы - cuisse de nymphe effrayée. В самом начале позапрошлого века (в 1802 году)  название «Бедро испуганной нимфы» было присвоено новому сорту роз, выведенному легендарным создателем новых сортов цветов Жан-Пьера Вибера. Несколько позже появился сорт "Бедро нимфы".  Эта роза тоже была телесного цвета, но менее розовой. Этот сорт также дал название цвету - "цвет бедра (непуганой) нимфы".  Разницу между двумя цветами (пуганой и непуганой нимфы и соответственно розами) могли объяснить только эстетствующие поэты.

«Видите ли, - объяснялиэстеты, - присутствие в первом цветоопределении заметного оттенка розового цвета объясняется испугом нимфы. Видите ли, пугаясь, нимфа краснеет!»

Школьников с этим понятием знакомит Лев Толстой, причём без перевода. Те, кто в «Войне и мире» из школьной программы мог читать длинные пассажи на французском, встречал эту фразу: «Он был в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил, в чулках и башмаках».  Речь шла о глупом и вычурном как попугай князе Ипполите (Если вас,  например, достал на работе ваш начальник, то представьте его в темно-зелёном пиджаке и ярко розовых штанах! Сразу станет легче). Ипполит был братом-идиотом салонной львицы Анны Павловны Шерер, женившей на себе бедного Пьера.  

Позже этим цветообозначением пользовались Ильф и Петров: « Одеяло было атласное, розовое, цвета бедра испуганной нимфы».

В России в розовый с телесно-желтоватым оттенком цвет при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался цветом бедра испуганной нимфы, а солдатский – цветом ляжки испуганной Машки.

На моих фото вы можете увидеть цвет бедра нимфы, которую уже ничем не испугаешь. Такие нифмы водятся на московском тату-форуме. Остальные мои фото здесь: http://www.tattoo-expo.ru/gallery/16

  

                           

Многие цвета, помимо привычных нам, имеют свои, подчас весьма необычные названия. Именно так обстоит дело с особым оттенком бежевого цвета, который даже в некоторых официальных документах именуют «цветом бедра испуганной нимфы».

Давайте попробуем разобраться, откуда этот оттенок бежевого получил столь необычное и довольно поэтическое название. Для этого придётся погрузиться в историю. До 1917 года в Российской Империи, как известно, вторым языком после русского в высшем обществе был французский. И названия многих оттенков цвета произносились именно на французском.

По данным некоторых источников, к появлению названия этого оттенка приложил руку сам Лев Николаевич Толстой! Впервые он применил это название на французском языке в своем романе «Война и мир» - cuisse de nymphe effrayée. Как пишет эксперт в области искусствознания, доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, «на русском языке этот цвет был известен среди современников как один из оттенков розового цвета — «неоспоримо розовый». Его называли «ляжкою тронутой нимфы», или «устами любви», или цветом «ляжки испуганной Машки». В начале XX века он получил наконец свое нынешнее, более благозвучное имя «цвет бедра испуганной нимфы»."

"Какого цвета бедро испуганной нимфы? Ответ на этот вопрос был дан в 1802 г. с появлением новой розы-альба, получившей соответствующее название. Роза "Бедро испуганной нимфы" почти легенда, однако сегодня нет точной информации относительно ее создателя, ни о том из каких именно сортов она была выведена. Предположительно, сорт "Бедро испуганной нимфы" появился в цветниках Жан-Пьера Вибера, легендарного создателя новых сортов цветов, а также винограда. Существует также более светлая, почти белая разновидность «Бедро нимфы». Испугом нимфы объясняется присутствие в оттенке розоватового цвета (пугаясь, нимфа краснеет).

Это пышное, несколько помпезное название было старомодным уже на рубеже XIX и XX веков, не говоря о сегодняшнем дне. А какие ещё названия цветов мы с вами «потеряли»? Оказывается, наши потомки знали толк в обозначении цветовых оттенков! Предлагаем Вам невероятно обширную подборку нетривиальных названий цветов и оттенков, которые сейчас уже почти не употребляются в разговорной и письменной речи. А жаль…

А

  • Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
  • Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
  • Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
  • Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
  • Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
  • Альмандиновый - темно-вишневый.
  • Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
  • Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" - красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
  • Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Б

  • Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
  • Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
  • Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
  • Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан - плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
  • Бистровый - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
  • Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".
  • Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
  • Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
  • Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
  • Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
  • Бисной - седой, серебристый.
  • Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
  • Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый), - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, телесный цвет.
  • Бле-раймондовый - оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).
  • Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
  • Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
  • Болкатый - черный, темный.
  • Бордоского вина - красно-фиолетовый.
  • «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
  • Бристольский голубой - ярко-голубой.
  • Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
  • Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
  • Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.
  • Буланый - серо-бежевый.
  • Бурнастый - то же, что бурый.
  • Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.

В

  • Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
  • Веселая вдова - оттенок розового.
  • Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
  • Вердепомовый - светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
  • Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
  • Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
  • Винный - желтовато-красный.
  • Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
  • Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
  • Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Г

  • Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
  • Гаити - или розовый, или ярко-синий.
  • Гвоздичный - серый.
  • Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
  • Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
  • Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
  • Голубиной шейки - оттенок серого.
  • Гороховый - серый или грязно-желтый.
  • Гортензия - нежно-розовый.
  • Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
  • Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
  • Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Д

  • Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
  • Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
  • Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
  • Дикий, дикенький - светло-серый.
  • Драконьей зелени - очень темный зелёный.
  • Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
  • Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый».

Ж

  • Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
  • Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
  • Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
  • Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
  • Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
  • Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
  • Жирафовый - желто-коричневый.
  • Жонкилевый - цвет нарцисса.

З

  • Зекрый - темный, светло-синий, сизый.

И

  • Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
  • Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
  • Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

К

  • Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
  • Камелопардовый - желтовато-коричневый.
  • Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
  • Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
  • Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
  • Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
  • Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
  • Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
  • Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
  • КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
  • Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
  • Коричный - то же, что коричневый.
  • Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
  • Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
  • Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
  • Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
  • Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
  • Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же - индиго).
  • Куропаткины глаза - светло-красный.

Л

  • Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
  • Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
  • Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
  • Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
  • Лондонского дыма - тёмно-серый.
  • Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
  • Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.

М

  • Магово-гуляфный - красно-розовый.
  • Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло в то же время.
  • Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
  • Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
  • Маренго-клер - светло-серый.
  • Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
  • Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
  • Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
  • Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
  • Милори - темно-голубой, синий.
  • Мов - розовато-лиловый.
  • Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
  • Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
  • Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Н

  • Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
  • Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
  • Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

О

  • Облакотный - цвета облака.
  • Оброщеный - багряный.
  • Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца (вишнёво-розовыйо минерал класса силикатов, сегодня более известен под названием родонит).
  • Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
  • Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
  • Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.

П

  • Павлиний - синевато-лиловый.
  • Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
  • Парижская синь - ярко-синий.
  • Парижский голубой - cветло-голубой.
  • Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
  • Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
  • Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
  • Пелесый - темный, бурый.
  • Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
  • Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
  • Померанцевый - апельсиновый с розовым.
  • Порфирный, порфировый - пурпурный.
  • Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
  • Плавый - светло-желтый. У Даля - изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
  • Празеленый - иссиня-зеленоватый.
  • Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
  • Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
  • Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
  • Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
  • Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").

Р

  • Ранжевый - то же, что оранжевый.
  • Резвая пастушка - оттенок розового.
  • Рвота императрицы - оттенок коричневого.
  • Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
  • Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

С

  • Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
  • Семги - оттенок розового.
  • Селадоновый - серовато-зеленый.
  • Сизый - цвет голубя, после просто синий.
  • Силковый - голубой, васильковый.
  • Сине-алый - темно-фиолетовый.
  • Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
  • Синявый - с синим отливом.
  • Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
  • Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
  • Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
  • Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
  • Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
  • Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
  • Стризовый - ярко-красный.
  • Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Т

  • Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
  • Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
  • Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
  • Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Ф

  • Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
  • Фисташковый - грязновато-зеленый.
  • Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
  • Фуксии - насыщенный розовый.

Ц

  • Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Ч

  • Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
  • Чермной - искрасна-рыжий.
  • Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Ш

  • Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
  • Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
  • Шанжан - цвет с переливающимися оттенками.
  • Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
  • Шартрез - жёлто-зелёный.
  • Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Э

  • Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
  • Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
  • Электрон - ярко-голубой с прозеленью.

Ю

  • Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
  • Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Я

  • Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.
Цвет бедра испуганной нимфы. (Идиотские названия цветов).

                      Веселая вдова - оттенок розового. Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик) Влюбленной жабы - зеленовато-серый Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот Гаити - или розовый, или ярко-синий Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название Лондонского дыма - тёмно-серый Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком Какао-шуа - цвет горячего шоколада Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?"). Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком. Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил. Альмандиновый - темно-вишневый. Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou. Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба. Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.  Багор — густо-красный с синеватым оттенком. Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа) Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем). Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки". Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня. Бисквитный — нежный серовато-зеленый. Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели. Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом. Бисной — седой, серебристый. Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.  Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет. Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond). Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой. Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). 

Болкатый - черный, темный. Бордоского вина - красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой — ярко-голубой. Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники). Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники. Брэнсолитеровый - оттенок коричневого. Буланый - серо-бежевый. Бурнастый - то же, что бурый. Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой. Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго. Веселая вдова - оттенок розового. Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик). Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок. Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris. Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion. Винный – желтовато-красный. Влюбленной жабы – зеленовато-серый. Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого. Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити – или розовый, или ярко-синий. Гвоздичный – серый. Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый. Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки - оттенок серого. Гороховый – серый или грязно-желтый. Гортензия – нежно-розовый. Гридеперливый – жемчужный оттенок серого. Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового". Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом. Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны. Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?) Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Дикий, дикенький – светло-серый. Драконьей зелени - очень темный зелёный. Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.  Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый» Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый. Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной». Жженого кофе – сложный оттенок коричневого. Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого. Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол -  старое название благородного опала.  Жирафовый – желто-коричневый. Жонкилевый – цвет нарцисса. Зекрый – темный, светло-синий, сизый. Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.  Испуганной мыши – нежно-серый цвет.  Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа — цвет горячего шоколада. Камелопардовый – желтовато-коричневый. Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы"). Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.  Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного. Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого. Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.  Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.  Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.  КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».  Коричный — то же, что коричневый. Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой. Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый. Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.  Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани. Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).  Куропаткины глаза – светло-красный. Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый. Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.  Лондонского дыма - тёмно-серый.  Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лосинный — грязно-белый, цвета лосин. Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый. Магово-гуляфный – красно-розовый. Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Маренго-клер - светло-серый. Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской. Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье". Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого. Милори — темно-голубой, синий. Мов - розовато-лиловый. Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара – похож на цвет давленой брусники. Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый. Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat. Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки. Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. Облакотный – цвета облака. Оброщеный - багряный.  Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.  Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.  Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Осиновый - зеленый с сероватым оттенком. Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.  Павлиний - синевато-лиловый.  Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парижская синь — ярко-синий.  Парижский голубой — cветло-голубой.  Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа". Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой. Пелесый — темный, бурый. Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.  Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.  Померанцевый - апельсиновый с розовым. Порфирный, порфировый - пурпурный. Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета. Празеленый – иссиня-зеленоватый. Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.  Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной. Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский". Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).  Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке"). Ранжевый — то же, что оранжевый.  Резвая пастушка - оттенок розового. Рвота императрицы - оттенок коричневого.  Редрый - бурый, рыжий, красноватый. Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Семги – оттенок розового.  Селадоновый – серовато-зеленый.  Сизый – цвет голубя, после просто синий. Силковый – голубой, васильковый. Сине-алый – темно-фиолетовый. Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий". Синявый – с синим отливом. Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.  Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый. Соловый – серый. По этому цвету назван соловей. Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире". Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом. Стризовый - ярко-красный. Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился". Танго – оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый. Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины. Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. 

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука. Фисташковый - грязновато-зеленый. Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника. Фуксии - насыщенный розовый.  Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Цвет бедра испуганной нимфы.

Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Чермной - искрасна-рыжий.  Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани. Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.  Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.  Шанжан — цвет с переливающимися оттенками Шарлах – ярко-красный, от названия краски. Шартрез - жёлто-зелёный. Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты). Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый. Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон - ярко-голубой с прозеленью. Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.  Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века. Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

Обновлено 02/07/16 21:21:

Обновлено 02/07/16 21:28:

Добавить комментарий